10. Потребительский рынок
Современный потребительский рынок области — стабильный, с высокой степенью товарной насыщенности, развитой сетью предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, высокой предпринимательской активностью.
В 2012 году оборот розничной торговли составил 152515,5 млн. рублей, что больше уровня 2011 года на 6,7 процента в сопоставимых ценах. Обеспеченность торговыми площадями в расчете на 1000 жителей в Брянской области составляет 576 кв. метров при нормативе 453 кв. метра.
Продвижению на рынок отечественных товаров способствует развитие прогрессивных форм торговли и проведение выставок-ярмарок. В сфере торговли постоянно растет доля предприятий торговли, отвечающих современным требованиям по уровню обслуживания, эстетическому и техническому состоянию. Активно внедряет современные формы торговли потребительская кооперация, реконструируются и открываются в сельской местности магазины самообслуживания, доля которых занимает более 25 процентов.
Важнейшим элементом развития торговли является формирование сетевых торговых систем, конкурентными преимуществами которых перед одиночными магазинами является возможность централизованной закупочной политики, высокотехнологичная логистика, эффективная ассортиментная политика, популярная торговая марка, единое информационное пространство, автоматизация технологических процессов и т. д.
В области функционируют крупные федеральные сетевые структуры: ЗАО «Тандер» (сеть магазинов «Магнит»), ООО «Метро Кеш энд Керри», ЗАО «Корпорация «ГРИНН» (сеть гипермаркетов «Линия»), строительный гипермаркет «Мегастрой», М-Видео, Эльдорадо, Техно-сила, Мебель-Дятьково, Мебель Нечерноземья, Позитроника.
Развитие розничных торговых сетей привело к организации централизованной системы закупок и созданию оптово-распределительных центров и финансово-промышленных групп. Длительное время на потребительском рынке действуют оптово-распределительные центры ООО «Приосколье», ООО «Рошен-трейд», ОАО Московской кондитерской фабрики «Красный Октябрь», ГПО «Артемсоль», фабрики «Новая заря», ООО ТЦ «Мальцовский», дилерские автосалоны «Фольксфаген», «Рено» и др.
Сохраняется тенденция формирования оборота розничной торговли в основном за счет продажи товаров торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в стационарной торговой сети. Доля продажи товаров на рынках в общем обороте розничной торговли снизилась с 14 процентов в 2011 году до 13 процентов в 2012 году.
В структуре оборота розничной торговли наблюдается снижение доли продовольственных товаров: 47,21 процента по итогам 2012 года против 51,3 процента в 2011 году. Эта тенденция сохраняется и в 2013 году: доля продажи продовольственных товаров снизится до 45 процентов.
В 2013 году ожидается рост оборота розничной торговли на 7 процентов к уровню 2012 года. В 2014–2016 годах прогнозируется увеличение оборота розничной торговли на 5,6–5,7 процента к предыдущему году (в сопоставимых ценах). В 2016 году объем оборота розничной торговли превысит 236 млрд. рублей.
Товарная насыщенность потребительского рынка будет носить устойчивый характер и в полной мере соответствовать платежеспособному спросу населения на важнейшие продукты питания, товары легкой промышленности и культурно-бытового назначения. Объем товарных запасов сохранится на оптимальном для предприятий сферы торговли уровне и будет колебаться по месяцам в пределах 31–35 дней торговли.
Объем платных услуг, оказанных населению (с учетом экспертной оценки объемов услуг по недоучтенным предприятиям и оказываемых физическими лицами), в 2012 году составил 36157,3 млн. рублей, рост на 2,5 процента к уровню 2011 года в сопоставимых ценах.
Видовая структура объема платных услуг носит устойчивый характер и на 67 процентов сформирована за счет услуг, обязательных к оплате (жилищно-коммунальные услуги, услуги связи, пассажирского транспорта).
Объем услуг жилищно-коммунального хозяйства составляет 33 процента от общего объема платных услуг, услуги связи — 17,9 процента, транспортные услуги — 14,9 процента, бытовые услуги — 13,7 процента.
В 2013 году объем платных услуг населению увеличится на 1,5 процента к уровню 2012 года. В 2014–2016 годах прогнозируется рост объема платных услуг на 3,5–4,5 процента к предыдущему году (в сопоставимых ценах). В 2016 году прогнозный объем платных услуг населению составит 50991,5 млн. рублей.
Стабильными темпами будет происходить наращивание объемов услуг здравоохранения, физической культуры и спорта, санаторно-оздоровительных услуг, учитывая их особую значимость для жизнедеятельности человека.
Лидирующие позиции по объемам будут, по-прежнему, занимать жилищно-коммунальные услуги, услуги транспорта и связи, бытовые услуги, удельный вес которых в общем объеме платных услуг в 2016 году составит 33,2, 15,4, 17,4, 13,8 процента соответственно.