Утвержден постановлением
комиссии по делам несовершеннолетних
и защите их прав при Правительстве
Брянской области
от 30 апреля 2025 года № 3/2
Порядок
межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних при выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства
I. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних при выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства (далее — Порядок) разработан в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральным законом от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее — Федеральный закон № 120), Федеральным законом о 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции», Федеральным законом от 21 июня 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 442 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2000 года № 896 «Об утверждении Примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации», постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 года № 481 «О деятельности организаций для детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 года № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан», приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 15 октября 2013 года № 845 «Об утверждении инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации», Примерного порядка межведомственного взаимодействия по вопросам выявления, предупреждения и устранения нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних, разработанного в соответствии с пунктом 4.2 протокола оперативного совещания Совета Безопасности Российской Федерации от 28 марта 2017 года и подпунктом «а» пункта 1 протокола заседания Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав от 21 декабря 2016 года № 14, письма Министерства просвещения Российской Федерации от 23 июля 2024 года № АБ-2075/07 «Об усилении мер по оказанию социальной поддержки семьям».
1.2. Настоящий Порядок устанавливает последовательность действий органов и учреждений системы профилактики на территории Брянской области при выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства.
II. Цели и задачи Порядка
2.1. Целью внедрения настоящего Порядка является объединение усилий и повышение эффективности деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее — органы системы профилактики) на территории Брянской области по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, недопущению случаев их необоснованной госпитализации в медицинские организации системы здравоохранения Брянской области перед помещением в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, или организации для детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Брянской области (далее — учреждения системы профилактики).
2.2. Задачи:
- обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних в целях сохранения родственной среды для воспитания несовершеннолетних, минимизации срока их пребывания в учреждениях системы профилактики, а также организации эффективной профилактики социального сиротства;
- оперативная организация социальной, психолого — педагогической реабилитации несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, незамедлительно после их выявления;
- определение действий органов и учреждений системы профилактики в рамках межведомственного взаимодействия по организации работы при выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства.
III. Этапы реализации Порядка
1 этап. Действия специалистов органов системы профилактики при выявлении несовершеннолетнего, нуждающегося в помощи государства
3.1.1. При выявлении несовершеннолетнего, нуждающегося в помощи государства, должностные лица органов системы профилактики обязаны незамедлительно информировать любым удобным способом, комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, территориальный отдел полиции, органы опеки и попечительства, комплексный центр социального обслуживания населения.
3.1.2. В целях проведения проверки поступившей информации о выявлении несовершеннолетнего, нуждающегося в помощи государства, осуществляется выезд (выход) по месту фактического пребывания ребенка, указанному в сообщении, специалистов комиссии по делам несовершеннолетних и защиты их прав, сотрудников органов внутренних дел, специалистов комплексного центра социального обслуживания населения, специалистов по опеке и попечительству, медицинских работников учреждений здравоохранения.
3.1.3. При выезде (выходе) специалистами органов системы профилактики осуществляется установление личности ребенка, личности и местонахождения его родителей (иных законных представителей), родственников, обследование условий проживания ребенка, выявление причин и условий, при которых несовершеннолетний нуждается в помощи государства.
3.1.4. Специалистом комплексного центра социального обслуживания населения при выезде (выходе) представителей органов системы профилактики по месту нахождения несовершеннолетнего, нуждающегося в помощи государства, составляется комиссионный акт обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи, согласно Приложению 1.
3.1.5. На основании объективных данных при составлении акта обследования могут быть приняты следующие комиссионные решения:
- о возможности оставления несовершеннолетнего родителям (иным законным представителям);
- о передаче несовершеннолетнего родственникам по акту передачи;
- о помещении несовершеннолетнего в учреждения системы профилактики;
- об отобрании несовершеннолетнего у родителей (иных законных представителей) при непосредственной угрозе его жизни и здоровью и решение вопроса о его дальнейшем жизнеустройстве.
2 этап. Действия специалистов органов системы профилактики при принятии решения о возможности оставления несовершеннолетнего родителям (законным представителям)
3.2.1. В случае, если представители органов системы профилактики после составления акта обследования, пришли к выводу о возможности оставления несовершеннолетнего с родителями (иными законными представителями), то родителям (иным законным представителям) несовершеннолетнего специалистом комплексного центра социального обслуживания населения выдается направление в комплексный центр социального обслуживания населения для организации работы по преодолению трудной жизненной ситуации в семье и сопровождения семьи по месту жительства.
3 этап. Действия специалистов органов системы профилактики при передаче несовершеннолетнего родственникам (иным законным представителям)
3.3.1. В случае невозможности оставления несовершеннолетнего родителям (иным законным представителям) и при установления родственников, имеющих возможность и желающих временно взять на себя обязательства по воспитанию и содержанию ребенка, несовершеннолетний специалистом по опеке и попечительству передается родственникам, на основании акта передачи. Также им разъясняется необходимость в кратчайшие сроки обратиться в орган опеки и попечительства по месту жительства несовершеннолетнего ребенка для установления опеки (попечительства) над несовершеннолетним. Специалист органа опеки и попечительства, с лицом, которому передан несовершеннолетний, организует работу по оформлению опеки и попечительства.
4 этап. Действия специалистов органов системы профилактики при помещении несовершеннолетнего в учреждения системы профилактики
3.4.1. В случае невозможности передачи несовершеннолетнего, нуждающегося в помощи государства, родителям (иным законным представителям) или родственникам, специалисты органов системы профилактики незамедлительно решают вопрос о дальнейшем временном помещении несовершеннолетнего в учреждение системы профилактики и составляют акт о помещении несовершеннолетнего, нуждающегося в социальной реабилитации, в учреждение системы профилактики (Приложение 2).
3.4.2. На основании комиссионного акта обследования, составленного специалистом комплексного центра социального обслуживания населения, специалисты комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, не позднее следующего рабочего дня после помещения несовершеннолетнего в учреждение системы профилактики, направляют в департамент социальной политики и занятости населения Брянской области ходатайство о согласовании помещения несовершеннолетнего в учреждение системы профилактики.
5 этап. Действия специалиста органа опеки и попечительства при отобрании несовершеннолетнего у родителей при непосредственной угрозе его жизни и здоровью и решении вопроса о его дальнейшем жизнеустройстве (в соответствии со статьей 77 Семейного кодекса РФ)
3.5.1. В случае получения сведений о нахождении ребенка (детей) в обстановке, представляющей угрозу его жизни и здоровью, свидетельствующей о реальной возможности наступления негативных последствий в виде смерти, причинения вреда физическому и психическому здоровью ребенка вследствие поведения (действий или бездействия) родителей (иных законных представителей) либо одного из них, вызванных, в частности, отсутствием ухода за ребенком, отвечающего физиологическим потребностям ребенка в соответствии с его возрастом и состоянием здоровья, специалист органа опеки и попечительства осуществляет выезд (выход) по месту жительства (нахождения) ребенка (детей).
3.5.2. Специалист органа опеки и попечительства проводит обследование условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи в целях выявления обстоятельств, свидетельствующих о создании родителями (иными законными представителями) или одним из них, своими действиями или бездействием условий, представляющих непосредственную угрозу жизни или здоровью ребенка (детей), и составляет акт обследования согласно Приложению 1.
3.5.3. При выявлении обстоятельств, свидетельствующих о непосредственной угрозе жизни или здоровью ребенка (детей), специалист органа опеки и попечительства:
- незамедлительно осуществляет подготовку акта об отобрании ребенка (детей). Акт об отобрании ребенка (детей) подписывается главой муниципального образования;
- принимает меры к отобранию ребенка (детей) у родителей (иных законных представителей) или одного из них, и в случае необходимости вызывает сотрудников органов внутренних дел для обеспечения оперативного доступа в помещение, где находится ребенок (дети). При необходимости оказания медицинской помощи ребенку (детям) обращается в медицинскую организацию;
- письменно уведомляет прокурора района об отобрании ребенка (детей);
- обеспечивает передачу ребенка (детей) второму родителю (иному законному представителю) в случае отобрания ребенка (детей) у одного из родителей;
- в случае невозможности передачи ребенка (детей) одному из родителей (иному законному представителю) организует временное устройство ребенка (детей) в учреждение системы профилактики;
- организует устройство ребенка (детей) на воспитание в семью граждан Российской Федерации (под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности временно, на период до устройства на воспитание в семью, помещает под надзор в учреждение системы профилактики.
3.5.4. Братья и сестры в случае их отобрания передаются в одну семью или помещаются в одно учреждение системы профилактики, за исключением случаев, когда это противоречит их интересам.
3.5.5. В случае, если на момент посещения семьи отсутствуют основания для отобрания несовершеннолетнего, специалист по опеке и попечительству заполняет Специальное сообщение (Приложение 3) и направляет его в течение 1–3 часов в комплексный центр социального обслуживания населения, предоставляющий социальные услуги, о выявлении семьи, нуждающейся в профилактических и реабилитационных мероприятиях, для дальнейшего сопровождения.
6 этап. Действия органов системы профилактики при поступлении информации в ночное время, в выходные и праздничные дни
3.6.1. В ночное время, в выходные и праздничные дни при поступлении информации о несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, осуществляется выезд (выход) по месту фактического пребывания ребенка, указанному в сообщении, представителей органа опеки и попечительства и сотрудников органов внутренних дел.
3.6.2. При выезде (выходе) представителями органа опеки и попечительства и сотрудниками органов внутренних дел по месту нахождения несовершеннолетнего, нуждающегося в помощи государства, составляется комиссионный акт обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи, согласно Приложению 1.
3.6.3. На основании объективных данных при составлении акта обследования принимаются решения:
- о возможности оставления несовершеннолетнего родителям;
- о передаче несовершеннолетнего родственникам или значимым взрослым;
- о помещении несовершеннолетнего в учреждения социального обслуживания.
3.6.4. В случае если специалисты по опеке и попечительству и сотрудники органов внутренних дел, после составления комиссионного акта обследования, пришли к выводу о возможности оставления несовершеннолетнего с родителями (иными законными представителями), то родителям (иным законным представителям) несовершеннолетнего даются устные рекомендации по обращению в комплексный центр социального обслуживания населения для организации работы по преодолению трудной жизненной ситуации в семье и сопровождения семьи по месту жительства.
3.6.5. В первый рабочий день после принятия решения об оставлении ребенка с родителями (законными представителями) специалист по опеке и попечительству заполняют Специальное сообщение (Приложение 3) и направляет его в комплексный центр социального обслуживания населения, в связи с выявлением семьи, нуждающейся в сопровождении.
3.6.6. В случае выявления родственников ребенка, несовершеннолетний передается специалистом опеки и попечительства и органа внутренних дел родственникам на основании акта передачи. Также им разъясняется необходимость в кратчайшие сроки обратиться в орган опеки и попечительства по месту жительства несовершеннолетнего ребенка для установления опеки (попечительства) над несовершеннолетним. Специалист органа опеки и попечительства, с лицом, которому передан несовершеннолетний, организует работу по оформлению опеки и попечительства.
3.6.7. В случае невозможности передачи несовершеннолетнего, нуждающегося в помощи государства, родителям (иным законным представителям) или родственникам специалист по опеке и попечительству совместно с сотрудником органов внутренних дел незамедлительно принимают решение о дальнейшем временном его помещении в учреждение системы профилактики, на основании комиссионного акта о помещении несовершеннолетнего, нуждающегося в социальной реабилитации (Приложение 2).
3.6.8. На основании комиссионного акта обследования специалист по опеке и попечительству направляет в департамент социальной политики и занятости населения Брянской области ходатайство о согласовании помещения несовершеннолетнего в учреждения системы профилактики, составленное не позднее следующего рабочего дня после помещения несовершеннолетнего.
3.6.9. В первый рабочий день после помещения несовершеннолетнего в учреждения системы профилактики специалист по опеке и попечительству уведомляет об этом комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав и направляет копию акта о помещении несовершеннолетнего в учреждение системы профилактики.
3.6.10. В первый рабочий день после помещения несовершеннолетнего в учреждение системы профилактики специалист по опеке и попечительству заполняет Специальное сообщение (Приложение 3) и направляет его в комплексный центр социального обслуживания населения, о выявлении семьи, нуждающейся в дальнейшем сопровождении.
Приложения к Порядку межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних при выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства [zip;rtf]